Справка:
Компьютерная Академия ШАГ - международное учебное заведение, специализирующееся на IT-образовании. В составе заведения: Академия ШАГ, Малая Компьютерная Академия ШАГ, Университет ШАГ (высшее IT-образование) и лицензированая общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка и IT. По состоянию на середину 2021 Компьютерная Академия ШАГ присутствует в 22 странах мира, имеет 166 филиалов.
Сергей, как давно Вы работаете в Компьютерной Академии ШАГ?
В Академии ШАГ я работаю с 2018 года, а в должности директора филиала - с 2020-го.
Вы заняли новую должность в особый период - период карантина. Расскажите, как ваше заведение переживал эти времена глобального турбулентности?
Удаленные занятия для нас не новость - мы умеем транслировать знания дистанционно. Некоторые студенты хотят учиться, но не могут к нам приехать, поэтому мы уже давно практикуем занятия в дистанционном формате параллельно с очными уроками.
Когда в прошлом году пришел карантин, мы масштабировали наш опыт дистанционного обучения на всю Компьютерную Академию ШАГ, поэтому с честью и легкостью вышли из этой ситуации. Да, были сложности, но благодаря определенным наработкам мы за несколько дней их преодолели.
Как быстро удалось адаптироваться к новой реальности?
У нас не было вариантов. За две недели мы перешли на новый формат.
Наблюдается в связи с пандемией наплыв или, наоборот, отток студентов?
Удаленный формат обучения является достаточно сложным, поэтому в начале карантина не все могли достаточно качественно воспринимать информацию, которую мы пытались донести.
Со временем люди увидели, что ситуация в мире, к сожалению, не меняется, и надо привыкать к этой реальности. Постепенно везде начал расти спрос на дистанционный формат обучения, особенно с IТ-направлений. Люди хотят заниматься тем, что может принести им деньги в это непростое время, когда они находятся дома.
Кроме удаленного формата работы, как в целом изменились за последний год процессы внутри Компьютерной Академии ШАГ?
В общем все процессы у нас стандартизированы. Периодически меняется программа - мы регулярно актуализируем ее вместе с IT Dnipro Community и IT-компаниями. Мы стараемся идти в ногу со временем и прощупывать, что именно сейчас необходимо работодателю. Все остальные процессы у нас движутся по четко настроенному пути.
С какими IТ-компаниями вы сотрудничаете и в каком формате?
Прежде всего, сотрудничаем с IT Dnipro Community. Некоторые компании приходят к нам на защиту работ и презентации проектов (Luxoft, a DXC Technology Company, Comparus.ua, Noosphere Engineering School, AMC Bridge, ArtPix3D), некоторые проводят свои мастер-классы (Daxx, Comparus.ua, Luxoft, a DXC Technology Company, Ardas и другие). С экскурсиями наши студенты посещают Ciklum, SoftServe, Archer Software, a Cprime Group Company, VRG Soft и другие. На нашей IT-конференции спикерами выступали представители Apriorit, Chatbots.studio, Periodix.net и других компаний.
С несколькими компаниями у нас заключены меморандумы, перед трудоустройством наши выпускники проходят у них практику. Работодатели приходят к нам на защиту курсовых и дипломных проектов и на таких встречах выбирают себе будущих исполнителей. Кстати, на предпоследней презентации проектов двух студентов сразу пригласили на работу в IТ-компанию, после чего они стали совмещать работу с учебой.
Отслеживаете ли вы дальнейший карьерный путь ваших выпускников? Знаете, куда они идут работать?
Да, в Академии ШАГ даже висит баннер с логотипами компаний, где трудоустроены наши выпускники. Это различные компании - от Skype до того же SoftServe.
Некоторые наши преподаватели когда-то давно и сами учились в Компьютерной Академии ШАГ. Многие выпускники или идут работать в IТ, или открывают свои собственные стартапы и компании. Среди них: Shiftreset, VRG Soft, Dr.Sprache, Melytix.
Инновации вы внедряете в процесс обучения?
Одним из нововведений является то, что мы ввели менторскую работу. Наши студенты делятся на подгруппы и к ним подключаются менторы по разным направлениям. Они ведут проект, который студенты защищают в конце семестра перед комиссией.
Это очень хорошо, ведь по результатам защиты студенты уже могут трудоустроиться. Сами менторы рекомендуют их коллегам или забирают на работу к себе в компании.
Кто выступает менторами?
Наставники - это бизнесмены, IТ-руководители, участники IT Dnipro Community. Мы привлекаем для работы с нашими студентами тех специалистов, которые уже уверенно стоят на ногах.
Это одна из главных фишек нашего университета [Днепровский технологический университет ШАГ - прим. авт.], когда теоретические знания тесно переплетаются с практикой. Это очень важно для нас и наших студентов.
По Вашему мнению, начиная с какого возраста следует знакомить ребенка с IТ-сферой?
Наши дети знакомятся с IТ-сферой, пожалуй, еще с пеленок. Моей дочери три года, и она уже безупречно владеет айфоном и компьютером, когда смотрит мультфильмы.
Для более серьезного изучения родители сами выбирают этот возраст. Все же дети развиваются по-разному: кто шустрее усваивает знания, кто-то нет. По моему мнению, это около семи лет, +/- год - в этом возрасте мы и готовы принимать наших студентов. У нас есть программа "Первый шаг", которая начинается именно в этот период.
Как мотивировать ребенка к учебе инновационным технологиям?
У нас есть интересная система Геймификация, когда за определенные достижения ребенок получает кристаллы. Вовремя выполнил домашнее задание - получаешь кристаллик. Не опоздал на урок - еще один кристаллик. Эти кристаллы в нашем интернет-магазине можно обменять на какой-то гаджет или другую ценную вещь: смарт-часы, компьютерную мышку и тому подобное. Это мотивирует детей.
Также у нас есть рейтинг студентов по количеству кристаллов. Дети следят за рейтингом и пытаются получить больше.
Для более взрослых детей, конечно, мотивация несколько иная. Они сравнивают себя с одногруппниками, наблюдают за тем, у кого что получается лучше и соревнуются между собой. На защите работ они стараются максимально качественно донести то, что создали самостоятельно или с группой, чтобы комиссия приняла и оценила это по достоинству, стремятся получить похвалу. Некоторые даже выкладывают свои проекты в AppStore или Google Play Store, чтобы продвигать их дальше.
В IT достаточно много направлений. Как помочь ребенку помочь найти свой? Как родителям увидеть, к чему есть склонности и раскрыть потенциал?
В этом и заключается фишка нашей Малой Компьютерной Академии ШАГ: ребенок понемногу пробует себя в разных направлениях. Он может начать с дизайна, продолжить разработкой игр, затем заинтересоваться робототехникой и т.д. Практически каждый год основное направление меняется. В результате родители видят, что ребенку больше по душе и выбирают конкретное направление.
Иногда, даже не заканчивая Малую Компьютерную Академию ШАГ, дети переходят на определенное направление и учатся в узконаправленном диапазоне. В этом случае они получают статус "школьник-студент". Если они на определенном этапе понимают, что им интересен дизайн или программирование, они имеют возможность учиться именно этому.
По Вашему мнению, какие важные проблемы в сфере ИТ-образования существуют сегодня?
Прежде всего это нехватка преподавателей. Мы чувствуем эту проблему, поскольку технологии постоянно движутся вперед. Успешные люди, которые работают в IТ-компаниях, уже имеют свой хлеб, и будем откровенны, не всем интересно тратить свои усилия на обучение кого-то за меньшие деньги.
Впрочем, мы обращаемся к IT Dnipro Community и компаниям, с которыми сотрудничаем, за помощью в решении проблемы с преподавателями. Мы привлекаем специалистов, адаптируем их под наши требования и условия, после чего они начинают работать с нашими студентами.
Следующая проблема - это актуализация методпакета. Прогресс и технологии, как я уже говорил, постоянно движутся вперед. Мы должны следить за тем, чтобы знания, которые мы даем, отвечали требованиям времени. Например, от IT Dnipro Community мы получили рецензию о том, что программы нашего учебного заведения актуальны.
Кстати, на какие IТ-направления сейчас пользуются наибольшим спросом?
Мы набираем студентов на все направления. На кибербезопасность и системное администрирование спрос немного ниже, на разработку программного обеспечения - выше. Где-то посередине между ними спрос на графический дизайн. В целом эта ситуация соответствует требованиям рынка.
Вы уже несколько раз упомянули IT Dnipro Community. Какую ценность Вы видите для своего заведения от участия в комьюнити?
Мы бы хотели продолжать тесно сотрудничать с комьюнити по нескольким направлениям. Прежде всего это преподаватели. Возможно, следует создать определенный список специалистов, готовых преподавать. Мы бы с радостью привлекали их к работе, договаривались, заключали договора и пр.
Также мы приглашаем участников комьюнити на наши мероприятия: защита курсовых, дипломных, проектных работ и др. Таким образом мы демонстрируем свою способность предоставить качественных выпускников, а участники IT Dnipro Community имеют возможность посмотреть, оценить и выбрать кандидатов для закрытия своих вакансий.
Более того, некоторые компании привлекают наших текущих студентов к выполнению определенных задач. На этом этапе работодатели уже определяются, будут ли работать с этим человеком в дальнейшем.
Мы готовы делиться своим 20-летним международным опытом. У нас есть возможность выпускать качественных кандидатов, только нужно нам немного помочь.
Как Вы считаете, что в ближайшее время ждет рынок IТ-образования?
Только развитие. Мы ежегодно не закрываем весь спрос на специалистов, который существует на рынке IТ, поэтому здесь у нас очень много работы. Учитывая ситуацию с коронавирусом и локдаунами, спрос и количество студентов будут все время расти.
Зачем отдавать детей именно в IТ-сферу?
Потому что IТ будет везде. Уже через пять-десять лет любой специалист по любой отрасли будет сталкиваться в работе с техникой, компьютерами и гаджетами. Чтобы во всем этом разобраться, надо получить базовые знания.
Даже художник, пишущий картину кистью, будет что-то менять или добавлять в фотошопе. Врач, который будет работать в телемедицине, должен знать, как общаться с пациентом, который находится за десятки километров. Уже сейчас IТ есть везде, на которую отрасль мы бы не посмотрели.
Возможно, напоследок Вы хотели бы порекомендовать что-то родителям, которые сейчас определяются, куда отдавать своих детей на обучение?
Думаю, им надо пробовать, иначе через несколько лет они будут сожалеть о том, что не попробовали. Пробовать - значит отдать детей в Компьютерную Академию ШАГ: заключить договор и привести их на обучение [улыбается - прим. авт.].